Советы психолога. Правила поведения исследователя

Рекомендации психолога для родителей

одаренных детей

1.  Поощряйте вопросы вашего ребенка и отвечайте на них.

2.  Стимулируйте ответственность и независимость вашего ребенка.

3.  Поощряйте самостоятельную работу ребенка.

4.  Уважайте чувства и эмоции вашего ребенка.

5.  Принимайте ребенка таким, какой он есть.

6.  Уважайте систему ценностей, и мировоззрение вашего ребенка.

7.  Уважайте в ребенке индивидуальность, не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.

8.  Будьте честными, все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.

9.  Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке, чтобы правильно планировать его деятельность.

Правила поведения исследователя

1. Помни об инерции собственного мышления.

Что такое инерция мышления?

Инерция мышления - это готовность действовать по привычке, без сознательных усилий. В той или иной мере инерция присуща мышлению каждого человека, хотя многие этого за собой даже не замечают.

Гибкость мышления - способность при необходимости отказываться от сложившихся стереотипов и изменять свою деятельность в зависимости от требований ситуации.

2. Научись задавать вопросы.

Инерция нашего мышления выражается, в частности, в том, что, столкнувшись с новой ситуацией, мы сосредотачиваемся в ней прежде всего на очевидном, явном, привычном. Для того, чтобы разрушить стереотипы в восприятии  и понимании проблемы, следует научиться задавать вопросы (прежде всего самому себе!).

Правильно задать вопрос - значит наполовину решить задачу.

Все вопросы, которые могут возникнуть в процессе решения любой задачи, можно разделить на следующие основные группы:

1. Вопросы, связанные с уяснением условий задачи:

Что именно в задаче заставляет меня считать ее сложной и почему?

Что неизвестно?

Достаточны ли заданные условия для ответа на вопрос задачи?

Может быть, стоит изобразить условия задачи схематически?

Есть ли в задаче некоторый "Ключевой" элемент, с которого я мог бы начать свои рассуждения? и т.д.

2. Вопросы, связанные со сбором дополнительных сведений.

Что вспоминается в связи с данной задачей из того, что я уже знаю и что может иметь к ней какое-либо отношение (факты, определения и т.д.?

Какие уточнения я хотел бы получить?

Какие учебники, книги и справочники следует просмотреть для поиска нужных сведений?

Следует ли провести какой-либо эксперимент (например, мысленный эксперимент по варьированию условий задачи)?

С кем из знающих людей нужно посоветоваться? и т.д.

3.Вопросы, связанные с поиском способов решения.

Встречал ли я раньше какую-либо родственную (аналогичную) задачу (из того же раздела предмета, смежной области знаний, своего личного практического опыта)?

Какой из методов, которые я уже знаю, можно применить к решению данной задачи?

Если он не приводит к положительному результату, то почему?

Как можно рассортировать и классифицировать имеющиеся сведения (лучше это сделать в письменной форме)?

Как можно содержание задачи переформулировать или преобразовать?

Какие связи можно установить между различными аспектами задачи?

Какие причины и следствия можно проследить при выполнении различных преобразований? и т.д.

4. Вопросы, связанные с проверкой полученного решения.

Нравится или не нравится мне найденное решение?

Какие дополнительные аргументы "за" и "против" этого решения можно привести?

Можно ли тот же результат получить каким-либо другим способом?

Если я не уверен в правильности результата, как мне его проверить?

Будет ли полезным данный способ решения для задач другого типа?

Какие новые проблемы обнаруживаются в связи с полученным результатом? и т.д.

Итак, что же отличает мышление Исследователя, который всегда рассматривает проблему через призму собственных вопросов?

Во-первых, процесс поиска решения превращается в увлекательный диалог с самим собой;

во-вторых, расширяются и углубляются представления об изучаемом предмете или явлении;

в-третьих, возникают благоприятные условия для появления необычных, оригинальных идей;

в-четвертых, активно используется прошлый опыт.

3. Формулируй и обосновывай гипотезы.

 Задавая вопросы, мы создаем основу для выдвижения гипотезы. В самой простой форме гипотеза - это предположение о возможности какого-либо события.

Научная гипотеза - это предположение (догадка) о причинах какого-либо явления, которое мы хотели бы понять, но не можем этого сделать из-за отсутствия на данный момент необходимых знаний.

Высказывая гипотезы, мы можем не только предсказывать возможность (либо невозможность) каких-либо событий и объяснять причины происходящего, но также задумываться о новых, ранее неизвестных явлениях.

Но гипотеза является "предварительным", еще не доказанным знанием. В ходе обоснования и проверки гипотезу можно либо опровергнуть, либо подтвердить (Хотя, конечно, бывают иногда такие гипотезы, которые ни опровергнуть, ни подтвердить невозможно).

Опровергнуть гипотезу можно, приведя контрпример.

Опровергнутая гипотеза становится ложным утверждением.

Провести доказательство гипотезы можно, проанализировав некоторое множество подтверждающих ее фактов, сославшись на существующие законы, правила, проведя необходимый эксперимент, построив систему логических доказательств и т.д.

Гипотеза, получившая, подтверждение, превращается в истинное утверждение.

4. Используй эвристические приемы.

Эвристика - это прием мыслительной деятельности, который обеспечивает быстрое "наведение" на правильное решение и сокращение мыслительного поиска.

1. Специализация - переход от задачи в общем виде к какому-либо ее частному случаю.

Это может быть прием рассмотрения "крайнего случая", в котором искомые закономерности могут проявиться наиболее заметно, явно.

Часто используется прием "другой путь использования", когда основная задача первоначально решается применительно к какой-либо другой ситуации.

2. Аналогия - установление сходства между предметами по каким-либо свойствам, хотя в целом эти предметы или явления могут быть совершенно разными.

Благодаря переносу знаний с того, что уже знакомо, на то, что пока еще непонятно, возрастают шансы на нахождение способа решения новой задачи либо на появление нужной идеи.

Суть этой эвристики такова: если два предмета схожи в каком-либо одном соотношении, они. возможно, будут сходны и в других своих свойствах.

3. Упрощение - если задача сложна, попробуем упростить ее. Например, из задачи можно что-то выбросить, принять во внимание действие только одного фактора, поискать более простую форму подачи условий и т.п.

4. Гиперболизация - чрезмерное преувеличение тех или иных параметров задачи.

Весьма часто в случае затруднения используется прием "доведения до абсурда" (одного из условий, собственной ошибки и т.д.).

5. Замена - замещение определенных параметров задачи за счет других обозначений, других условий и т.д., в том числе прием "переформулировка условий".

6. Комбинирование - рассмотрение отдельных аспектов задачи в ином соотношении. Можно, например, изменять расположение элементов задачи на схематическом рисунке, последовательность шагов решения, менять местами причину и следствие и т.д.

7. Противопоставление - использование прямо противоположных аргументов, которые ставят задачу "с ног га голову":прием "доказательство от противного", использование противоположных по смыслу формулировок и т.д.

Материал взят из учебного пособия "Математика, психология, интеллект" авторского коллектива под руководством Э.Г. Гельфман (г. Томск)

Последнее изменение: Понедельник, 17 Август 2015, 11:18